Последние годы большую опасность для общества представляет ситуация в системе жилищно-коммунального хозяйства, которое в большинстве городов находится в отвратительном состоянии.

Ещё в 1992 году ВС России принял Закон о приватизации жилья, который предусматривал получение гражданами своих квартир в личную собственность на безвозмездной основе. То есть Закон предусмотрел все, что относится к праву собственности (владение, пользование, распоряжение). Закон подразумевал, что вся государственно-муниципальная система обслуживания домов и частных квартир, должна сохраниться с учётом новых отношений в сфере жилищного фонда России. В те годы не предусматривалось вторжение в систему частных компаний. Законодательство рассчитывало на то, что по мере повышения доходов населения, они сами смогут оплачивать содержание своих квартир, ремонт, благоустройство примыкающих участков и т.д.
По данным аналитиков, собственники квартир в России в 2011 году уже выплачивали 100% стоимости содержания своих квартир. В то же время эта оплата не соответствует объёмам услуг, проведенным в «справках» управляющих компаний УП, а так же товариществ собственников жильцов (ТСЖ).

После принятия Жилищного кодекса, постепенно ЖКХ превратились в источник наживы разного рода частных предприятий типа товариществ собственников жилья, управляющих компаний и других организаций, создающихся не собственниками жилья для целей «перекачки» больших денежных средств. Речь о средствах самих жильцов и государственных бюджетных средствах. Многие из таких учреждений на самом деле искусственные, созданные для незаконного приобретения денежных ресурсов. Про их существование жильцы узнают только тогда, когда приходится платить по счетам, которые они предъявляют жильцам. Приводятся цифры о том, что в жилищно-коммунальном хозяйстве крутятся около 3-5 триллионов рублей.
Дело в том, что в большинстве квартир не установлены индивидуальные счетчики. Счета жильцам выписываются совершенно произвольно, путём деления общей суммы по дому, накидывая маржу на свое содержание. Это содержание не согласовывается с собственниками жилья, которые, якобы, создают эти ТСЖ, Управляющие компании и так далее.
Особенно много таких ТСЖ было создано при мэре Лужкове. В целях их ускоренного создания в 2007 году создали постановление городского правительства «О программе поддержки ТСЖ и жилищно строительных кооперативов в Москве на 2007-2009 годы, а так же задания на 2010 год». В 2007-2009 годах на создание ТСЖ было выделено 800 000 000 руб., которые должны были поступить на расчетные счета этих ТСЖ. Жильцы никакой пользы от выделенных денег не получили потому, что в действительности это бюрократические подсадные утки, создаваемые для откачки средств и из бюджетов городов.
Наряду с ростом количества таких товариществ, политика федеральных властей привела к стремительному росту стоимости электроэнергии, тепла, газа, воды, расходов по ремонту. Но особенно в этом преуспели управляющие компании и ТСЖ. В 2000-2010 годах наблюдалось такое увеличение стоимости коммунальных услуг:

  • Электроэнергия в квартирах — в 4,5 раза;
  • газ – в 5,5 раз;
  • отопление — в 9, 6 раз;
  • водоснабжения — 10, 6 раза.

За счёт этого роста граждане РФ почти не ощущали рост заработной платы и пенсий, о росте которых постоянно говорит премьер министр России. В итоге, в сфере ЖКХ сложилась критическая обстановка. Для наведения порядка следовало бы предпринять такие меры:

1. Изъять часть функций из ведения федерального Министерства регионального развития (у него должны быть задачи иные – экономическое развитие территорий);
2. Передать эти функции в ведение нового федерального Министерства ЖКХ (его функциональными подразделениями должны быть соответствующие ведомства в республиках, краях, областях, крупных городах);
3. Муниципальным властям следует иметь свои подразделения, непосредственно занимающиеся жилым фондом на соответствующих территориях.
4. Постепенно сформировать самоуправляющиеся организации жильцов, которые не должны распоряжаться финансовыми ресурсами и заниматься сбором платежей.
5. Решения относительно изменения платежей должны приниматься представительными органами власти. Таким образом, самоуправляющиеся организации – это организации общественного контроля.
6. Городские муниципальные власти должны иметь свой сектор экономики. Это могут быть строительные организации, организации по ремонту и эксплуатации жилых зданий, ГЭС, транспорт и так далее.
7. Муниципальное жилье должно быть в 3-4 раза дешевле того, которое реализуется на рынке
Прокуратура установила многочисленные факты хищения средств из фондов ЖКХ. Проверки прошли в 12 000 организаций, после чего была дана оценка расходованию 300 000 000 рублей, из которых 60% составили средства фонда содействия реформированию ЖКХ.
Выявлено больше 16 000 нарушений закона, по которым прокуратура внесла 5 500 представлений. Кроме того, в суды направлено 2 700 заявлений с требованиями о возмещении материального ущерба, сумма которого составляет около 1 400 000 рублей.
В 2011 году к ответственности (дисциплинарной и материальной) привлечены 2 700 должностных лиц. Кроме того, возбуждено 450 уголовных дел. Однако, как отмечают ответственные органы власти, все принимаемые ведомством усилия приводят к тому, что преступники начинают использовать новые схемы хищений и мошенничества в ЖКХ. К примеру, это использование межрегиональных схем расчетов, умышленное банкротство и сокрытие данных в платежных документах.
В целом, в 2008-2011 годах счетная палата России выявила нарушения в сфере ЖКХ на сумму больше 33 300 000 рублей. В частности, на неэффективное использование бюджетных средств ушло 16 400 000 рублей с учётом остатков средств на счетах субъектов из-за невыполненных программ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *